Приложение
к Постановлению Администрации муниципального образования
«Заволжское сельское поселение» Калининского района
Тверской области от 15.04.2013 № 40

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«Устойчивое развитие сельских территорий
муниципального образования
«Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

 

2013 год

 


 

 

ПАСПОРТ

муниципальной долгосрочной программы
«Устойчивое развитие сельских территорий
муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Наименование Программы

«Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2036-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»;

Постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы»;

Генеральный план муниципального образования Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Муниципальный заказчик-координатор Программы

Администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области

Разработчик Программы

Администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области

Цели Программы

Основные цели Программы:

- создание комфортных условий жизнедеятельности;

- повышение занятости, уровня и качества жизни населения;

- активизация участия граждан в решении вопросов местного значения;

- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;

- улучшение экономической ситуации, в том числе в сфере агропромышленного комплекса и социальной сферы.

Задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

- удовлетворение потребностей населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

- повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры территории

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

 

1. Строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами:

-        ввод (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, расположенной на территории муниципального образования,

-        количество граждан, проживающих на территории муниципального образования, в том числе молодых семей молодых специалистов, улучшивших свои жилищные условия,

-        сокращение числа семей, проживающих на территории муниципального образования, нуждающихся в улучшении жилищных условий – на 15 %;

2. Ввод в действие объектов социальной инфраструктуры:

-        строительство (реконструкция) плоскостных спортивных учреждений,

-        строительство (реконструкция) культурно-досуговых учреждений;

  1. Ввод в действие объектов инженерной инфраструктуры:

-        строительство (реконструкция) газораспределительных сетей,

-        увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) природным сетевым газом до 80 %,

-        строительство (реконструкция) локальных водопроводов,

-        модернизация системы водоснабжения на 30 % к концу 2020 года;

-        реализация проекта комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы

I этап – 2014-2017 годы;

II этап – 2018-2020 годы.

Объемы и источники финансирования

Источник финансирования - средства бюджетов всех уровней, тарифная составляющая, плата за подключение, инвестиции.

Общий объем финансирования Программы составляет 13 000 тыс. рублей - средства бюджета муниципального образования (2014-2017 г.г.).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

  1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на 15 %;
  2. Повышение уровня инженерного обустройства сельской местности на территории муниципального образования:

-          уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом на территории муниципального образования до 80 % к концу 2020 года,

-          модернизация системы водоснабжения на 30 % к концу 2020 года,

3. Создание условий для улучшения социально-демографической ситуации;

4. Повышение общественной значимости развития территорий, расположенных в границах муниципального образования и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и осуществления трудовой деятельности.

 

I.       Характеристика проблемы

Муниципальное образование «Заволжское сельское поселение» расположено в Калининском районе Тверской области.

Территория муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области включает в себя 32 населенных пунктов. Административным центром муниципального образования является пос. Заволжский.

Общая площадь территории муниципального образования составляет 19 074 га, из них:

  • земли населенных пунктов 1712 га,
  • земли сельскохозяйственного назначения 4653 га,
  • земли лесного фонда 7760 га,
  • земли водного фонда 316 га,
  • земли специального назначения (промышленно­сти, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством) 4188 га,
  • земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лечебно-оздоровительные местности и курорты) 445 га.

 

На территории муниципального образования осуществляют производственную деятельность 28 организаций, в том числе являющиеся сельхозтоваропроизводителями – 3.

Количество крестьянско-фермерских хозяйств, организованных в муниципальном образовании 4.

Количество личных подсобных хозяйств (семей) 138 (сто тридцать восемь).

В агропромышленном комплексе основными направлениями развития являются свиноводство, овощеводство

Агропромышленный комплекс выполняет существенную роль в социально-экономическом развитии муниципального образования «Заволжское сельское поселение» расположено в Калининском районе Тверской области.

Численность населения муниципального образования составляет 5 213 чел., в том числе проживающего в сельской местности 5 213 чел. Средняя продолжительность жизни населения, проживающего в муниципальном образовании 65 (шестьдесят пять) лет.

Количество человек, из числа зарегистрированных по месту жительства, постоянно проживающих в сельской местности составляет 5 213 чел.

Численность трудоспособного населения муниципального образования, осуществляющего трудовую деятельность 3 144 чел., в том числе:

  • в сельскохозяйственном производстве – 450 человек;
  • в организациях бюджетной сферы - 137 человек;
  • в организациях несельскохозяйственной сферы - 2557 человек;
  • в личном подсобном хозяйстве - 138 человек;
  • работает за пределами территории муниципального образования – 2 069 человек;

 

Дефицит кадров в сфере агропромышленного комплекса составляет 0 человек.

Размер среднемесячной заработной платы сельского населения на 01.04.2013 составил 12 500,00 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей 00 коп. на человека.

Общая площадь жилищного фонда муниципального образования согласно статистическим данным на 01.04.2013 года составляет 97,75 кв. метров.

Количество граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий 29, в том числе молодых семей и молодых специалистов 8.

Жилищный фонд муниципального образования характеризуется высоким уровнем износа. На текущий момент ветхими и аварийными является многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение, пос. Дмитрово-Черкассы, ул. Спортивная, д. 1.

По состоянию на 01.04.2013 г. в населенных пунктах муниципального образования функционируют:

  • 2 общеобразовательные школы на 450 ученических мест;
  • 2 детских сада на 160 мест;
  • 3 культурно-досуговых объектов на 700 посадочных мест;
  • 2 плоскостных спортивных сооружений.

 

Уровень износа объектов социальной сферы является невысоким. На текущий момент ветхим и аварийным является здание клуба в д. Большие Борки (собственник (балансодержатель) – СПК колхоз «МИР»).

Уровень обеспеченности сельского населения муниципального образования объектами инженерной инфраструктуры на 01.04.2013 составляет 70 %, в том числе обеспеченность сельского населения питьевой водой составляет 100 %, уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом 20%.

В период 2014-2020 годов в рамках действия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» планируется обеспечить сетевым природным газом следующие населенные пункты, входящие в состав муниципального образования:

  • д. Старое Брянцево;
  • д. Новинки.

 

На текущий момент система централизованного водоснабжения населенных пунктов на территории муниципального образования не обеспечивает в полной мере потребности населения в питьевой воде.

Существующие сети водоснабжения имеют высокую степень износа.

В период 2014-2020 годов требуется осуществить строительство локальных водопроводов в следующих населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования:

  • д. Старое Брянцево;
  • д. Николо-Малица;
  • д. Савино;
  • д. Избрижье;
  • д. Андреевское.

 

II.    Основные цели и задачи Программы

Целями настоящей Программы являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, проживающего на территории муниципального образования, замедление процессов сокращения и стабилизация численности проживающего сельского населения, создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципального образования, в том числе кадрового обеспечения хозяйствующих на территории муниципального образования субъектов агропромышленного комплекса.

Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:

  • создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности на территории муниципального образования;
  • повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
  • повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
  • улучшения демографической ситуации;
  • улучшение инвестиционного климата в сфере агропромышленного комплекса на территории муниципального образования  за счет реализации мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в рамках настоящей Программы;
  • активизация участия граждан, проживающих на территории муниципального образования в решении вопросов местного значения;
  • развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества
Основными задачами Программы являются:
  • удовлетворение потребностей проживающего на территории муниципального образования сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов в благоустроенном жилье востребованных, преимущественно, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
  • повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
  • комплексное планирование развития сельских населенных пунктов и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области;
  • преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
  • использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций.

 

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.

  1. Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение в улучшении демографической ситуации в муниципальном образовании, формировании условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе изменения качественных характеристик уровня жизни местного населения:
  2. Второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предусматривает наращивание темпов комплексного развития населенных пунктов, входящих в состав в муниципального образования, с учетом прогнозируемого роста потребности в создании комфортных условий проживания на территории муниципального образования

 

Для достижения целей в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:

1) В области создания комфортных условий жизнедеятельности –  повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов муниципального образования объектами социальной и инженерной инфраструктуры, и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных, преимущественно, в сфере агропромышленного комплекса.

Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:

  • ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности на территории муниципального образования, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
  • сокращение числа граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
  • ввод в действие плоскостных спортивных учреждений;
  • ввод в действие учреждений культурно-досугового типа, находящихся на территории муниципального образования;
  • ввод в действие распределительных газовых сетей, расположенных на территории муниципального образования;
  • уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым природным газом;
  • количество домов (квартир) обеспеченных сетевым природным газом;
  • ввод в действие локальных водопроводов, источников централизованного водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования;
  • численность сельского населения обеспеченного питьевой водой.
  • количество сельских населенных пунктов, расположенных в муниципальном образовании, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

 

Значения целевых индикаторов по этапам и годам реализации Программы приведены в Приложении 1 к Программе.

 

III.     Мероприятия Программы

Перечень мероприятий Программы сформирован с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития муниципального образования на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития муниципального образования с учетом документов территориального планирования.

В состав Программы включены следующие мероприятия:

1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности муниципального образования, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

2. Комплексное обустройство сельских населенных пунктов муниципального образования с учетом анализа современного состояния объектов социальной и инженерной инфраструктуры и прогнозов развития демографической ситуации на муниципальном уровне:

а) развитие сети плоскостных спортивных сооружений;

б) развитие сети учреждений культурно-досугового типа;

в) развитие газификации;

г) развитие водоснабжения;

д) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельских населенных пунктах муниципального образования, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения муниципального образования в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в агропромышленном комплексе и социальной сфере молодых специалистов;

Повышение доступности улучшения жилищных условий жителей сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

 

  • предоставления социальных выплат за счет средств бюджетов всех уровней на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
  • софинансирования строительства (приобретения) жилья в сельской местности, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
  • использования при строительстве (приобретении) жилья в сельской местности механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
  • увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

 

Из общего объема финансирования указанных мероприятий за счет средств муниципального образования предусматривается выделение 15 % стоимости.

Для софинансирования строительства (приобретения) жилья предусматривается привлечь средства федерального и областного бюджетов, а также внебюджетные источники, в том числе собственные средства граждан. Объем средств определяется с учетом положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов Тверской области.

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в Приложении 2 к Программе.

Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов муниципального образования объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по следующему направлению:

  • обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода.

 

В рамках данного направления предусматривается оказание государственной поддержки на развитие сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:

  • распределительные газовые сети;
  • локальные водопроводы;
  • плоскостные спортивные сооружения;
  • учреждения культурно-досугового типа.

 

Перечень мероприятий Программы по годам и населенным пунктам указаны в Приложении  2 к Программе.

Из общего объема финансирования указанных мероприятий за счет средств муниципального образования предусматривается выделение 15 % стоимости.

Для софинансирования развития объектов социальной и инженерной инфраструктуры предусматривается привлечь средства федерального и областного бюджетов, а также внебюджетные источники, в том числе собственные средства граждан. Объем средств определяется с учетом положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов Тверской области.

Из общего объема финансирования до 2017 года за счет средств муниципального образования предусматривается использовать на развитие в сельской местности:

  • плоскостных спортивных сооружений 500 тыс. рублей;
  • учреждений культурно-досугового типа – 4 000 тыс. рублей;
  • распределительных газовых сетей – 3 000 тыс. рублей;
  • локальных водопроводов и системы водоотведения – 5 500 тыс. рублей.

 

Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении  3 к Программе.

Мероприятия Программы предусматривают комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. При проектировании объектов социальной и инженерной инфраструктуры в рамках реализации Программы будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, включая применение энерго- и ресурсосберегающих и экологически безопасных материалов и технологий.

 

IV.     Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Программа реализуется за счет средств бюджета муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, полученных субсидий из средств областного и федерального бюджета и привлеченных муниципальным образованием средств внебюджетных источников.

Средства бюджета муниципального образования составляют 13 000 тыс. руб.

В соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области условиями софинансирования и порядками предоставления субсидий, а также соглашениями, заключаемыми муниципальным образованием с органами исполнительной власти Тверской области, предусматривается получение субсидий из средств областного бюджета Тверской области и федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы.

Объем средств федерального и областного бюджетов определяется с учетом положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов Тверской области.

Прогнозируемые в рамках Программы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей и реализованных ранее мероприятий.

В рамках реализации Программы осуществляется привлечение внебюджетных источников.

Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении 3 к Программе.

 

V.        Механизм реализации Программы

Муниципальным заказчиком и разработчиком Программы является Администрация муниципального образования.

Администрация муниципального образования:

  • несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, предоставленных на реализацию мероприятий Программы;
  • разрабатывает и принимает на уровне муниципального образования нормативные документы, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы;
  • обеспечивает своевременную подготовку проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) объектов социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемое в рамках реализации Программы;
  • вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год;
  • осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, предоставленных гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на улучшение своих жилищных условий в рамках Программы;
  • заключает соглашения с органами исполнительной власти о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета Тверской области и федерального бюджета;
  • осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий  Программы;
  • осуществляет подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
  • организует размещение на официальном сайте муниципального заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.

 

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы

Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития сельских территорий муниципального образования и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:

  • улучшить жилищные условия граждан, что позволит решить жилищную проблему для 15 % семей, проживающих на территории муниципального образования и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • обеспечить жильем молодых семей и молодых специалистов, что позволит на 15 % сократить потребность организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в квалифицированных специалистах;
  • повысить уровень социально-инженерного обустройства в сельской местности, в том числе сетевым газом до 80 %;
  • модернизировать системы водоснабжения;
  • способствовать улучшению демографической ситуации в сельской местности и сохранению тенденций роста рождаемости и повышения продолжительности жизни населения;
  • повысить общественную значимость развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательность сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.

 

Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов и содействие улучшению жилищных условий населения муниципального образования.

Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы выражается в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет роста производительности труда, повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса, привлечения молодых специалистов.

Реализация мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности, а именно переход на газовое отопление, организация постоянного водоснабжения вместо привозного способа, позволит достичь экономического эффекта.